sloelolog (sloelolog) wrote,
sloelolog
sloelolog

Categories:

Музыкальная пауза



25 лет срыва перестройки в развал СССР. Люди продолжают анализировать, что же произошло, кто виноват. Очень интересная передача прошла у Соловьева.


Хороший анализ передачи сделал товарищь  v_i_n_o_d_e_l в статье Треск психологической защиты 25 лет спустя
На самой передаче Сергей Ервандович чётко сказал, что при коллективной ответственности, степень вины у каждого разная, но она есть.
Мне легче всего было бы выкрутится из вопроса об ответственности, поскольку на тот момент я был подростком. Но к чему лукавить, будь я старше, шёл бы в этом потоке. Так и было чуть позже. И сейчас я не стану говорить как Стариков: "меня обманули". Нет, я поддался на обман. Поддался раз, поддался другой, но когда-то надо говорить этому баста.
А степень ответственности, да, разная. Вот Цой, сколько уже было ему предъявлено за песню "перемен".

Но перемены объективно назрели, он же не сказал каких именно перемен требовало его сердце. Хотя кое-что успел сказать в том же "троллейбусе", о чём я писал уже тут. При этом Цоя никак нельзя назвать на тот момент очень популярным. С экранов каждый день он точно не вещал. А другого было гораздо больше и доступнее. Полюбуйтесь, кто не видел или кто подзабыл:


Вон там в круге, что это? То ли обезьянка, то ли чёртик, то ли тот самый кадавр, который пока нажрался и жаждет немедленных зрелищ.

А ещё Пугачёва.


И я тогда, слушая эти взвизгивания труб и ритмичные хрюканья синтезатора как-то не вдумывался, а что нам показывают, что преподносят как позитив? Негатив, это вот эта тётка с замотанной головой, над которой скачет банда почти в ритме "кто не скачет тот москаль". И только когда она сдавшись, присоединилась к табуну скакунов, она стала "позитивом", чтобы поскакать на голове ещё у какой-то жертвы. Передразнивая эту жертву, Пугачёва повторяет как заведённая в телефонную трубку: «делу время, делу время, да-да-да-да, делу время, делу время, да-да-да-да». А банда сверху ей издевательски орёт в ответ: «А-а-а по-те-хе ча-а-ас!»

Много позже этого рекламочка пэпси от группы "Звери" выглядела как слабенький плагиат.



И лейтмотивом этого всего: "нет-нет-нет-нет мы хотим сегодня, нет-нет-нет-нет мы хотим сейчас".
Ну согласитесь, это те самые перевертыши, где низ поменялся местами с верхом. Где высмеивается и топчется человек труда, которому в семь часов утра на работу. А кем? Толпой бездельников, у которых вся ночь впереди. Они теперь положительные герои, а человек труда показан чучелом огородным. То же самое в клипе Бырыкина. Высмеивается теледиктор, зачитывающий программу телепередач. Ему противостоит толпа скандирующая, что ей нужно всё и сейчас, немедленно. С писклявыми детскими голосами, но совершенно безапелляционным тоном. Тем самым вниз ставится позиция, настаивающая на регулярности, последовательности, чётком порядке, а наверх выдвигается бедлам, беспорядок.

В своей давней статье "Церковь низа" Сергей Ервандович вспоминает случай в Каунасе на общесоюзном фестивале театров-студий:

В конце 80-х годов ХХ века началась профессионализация театров-студий – советского театрального андеграунда. Эта профессионализация была частью перестроечного процесса. Она была неоднородной.

Профессионализировался и московский рафинированный элитный андеграунд, и провинциальные театры-студии.

Московский андеграунд смотрел на расположенный рядом с ним "большой театральный мир" весьма скептически и даже несколько свысока.

Позиция же глубинки была, естественно, совсем иной. Для нее мир именитых актеров и уж тем более театральных критиков был непререкаемым авторитетом, так сказать, старшим братом. То есть источником оценок и рекомендаций, являющихся (перефразирую классика) "и догмой, и руководством к действию".

"Старший брат" долго чурался "младшего". Но в итоге решил даровать ему новую догму как руководство к действию.

Это было сделано в 1988 году в Каунасе на общесоюзном фестивале театров-студий. Новую догму провинциальным адептам даровал театральный критик Александр Минкин.

Адепты собрались в каунасском кафе для некоего мозгового штурма. Мне как знаменосцу процесса профессионализации этих самых театров-студий полагалось открывать мозговой штурм, что я и сделал.

Минкин в ответ на мои рефлексии по поводу смыслов, идей, культурной ситуации в целом и многого другого сказал: "Мы собрались в этом замечательном прибалтийском городе не для того, чтобы извилины напрягать. Наш девиз прост: "Карбонаты и мультфильмы!"

На столиках кафе у большинства московских гуру, преподавших этот урок провинциальным ученикам, были кружки с пивом. Москвичи (не все, но многие) стали постукивать кружками и скандировать: "Карбонаты и мультфильмы! Карбонаты и мультфильмы!" Провинциалы (опять же, не все, но многие) стали подражать московским авторитетам.

Карбонаты и мультфильмы! Ну и при чём тут Цой?


Tags: Барыкин, Перестройка, Пугачёва, Цой
Subscribe

  • А белые своих то вообще чтят?

    Занятно получилось. Вот пишет один: Получает ответ: И что бы вы думали? Кто же тогда получается для них Шульгин? Между прочим достаточно…

  • Красный Орфей - Эрнст Буш

    На летней школе в Александровском довелось услышать гимн Коминтерна в исполнении Эрнста Буша. Голос и исполнение зацепили. Человек этот…

  • Галина Серебрякова Прометей

    Фридрих вернулся к терпеливо поджидавшим его детям. Он пододвинул единственное кресло к камину, и Муш тотчас же забрался на его колени, а…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments